Вверх
Вниз

Сайты педагогов

Консультация для родителей

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех систем организма ребенка. Чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления. Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?

По мнению Л. С. Выготского, «ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого! Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, чего она является его собственной программой» что значит « собственная программа» ребенка? Это индивидуальная программа подготовки к школе, учитывающая уровень развития ребенка, его функциональные возможности, состояние здоровья, « факторы риска»

1.Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

2. Личностная готовность к систематическому школьному обучению.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

3. Психологическая готовность. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Старший дошкольный возраст — период активного развития и становления познавательной деятельности. Уровень развития и сформированности познавательных функций, который необходим при поступлении в 1 класс, можно получить только при специально организованной системе дошкольного обучения. (рез-ты диагностики)

Большинство учителей начальных классов обоснованно при­держиваются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована пси­хологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая го­товность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Выделим три наиболее значимые характе­ристики психологической готовности ребенка к школе:

—желание учиться;

—способность управлять своим поведением;

— способность управлять своими интеллектуальными процес­сами.

Характеристики

Показатели

Мотивационное развитие ребенка

1. Познавательная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

2.  Социальная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.

3. Способность адекватно оценивать себя

Произвольность поведения

1. Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

3. Умение внимательно слушать говорящего и точно

вы­полнять задания, предлагаемые в устной форме.

4. Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу

Произвольность интеллектуаль­ной сферы

1. Умение обобщать и дифференцировать в соответствую­щих категориях предметы и явления окружающего мира.

2. Уровень интеллектуальных процессов:

— умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

— умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

— умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

3. Обучаемость:

— усвоение нового правила работы;

— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;

— уровень развития обобщения

4. Сумма усвоенных знаний.

5. Речевое развитие:

— усвоение морфологической системы родного языка,
ориентировка на смысл слова;

— развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

— осознание словесного состава речи

(результаты диагностики)

Специальные исследования показывают, что число « неготовых» к школе детей уменьшается с возрастом уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 80%; среди шестилетних — 11%; среди детей шести с половиной лет «неготовых» уже значительно меньше — 32%. Среди семилетних детей не готовы к обучению в школе 13% детей.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе. У них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспеваю­щих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья. Известно, что более половины «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; «неготовность» для учителя - сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиска более эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка. Однако тревогу врачей вызывают не только неуспевающие «неготовые» дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения учителя: ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем - ребенок учится-то хорошо). Дело в том, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой», вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к расстройствам психического здоровья.

Необходимо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, важно только знать и учитывать эти особенности. Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу, какой вариант (программу) обучения выбрать.

При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число «неготовых» к школе меньше, чем среди мальчиков-сверстников. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дастся ему это более дорогой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, — ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояния здоровья, психоневрологическим расстройствам.

Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. К.Д. Ушинский еще в XIX веке писал по этому поводу: «... лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как то, так и другое, имеют свои дурные стороны». Все дети развиваются по-разному: один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т.д., т.е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Что нужно узнать родителям  о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе:

 

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожале­нию, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мыш­ление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недо­развитие мелких мышц руки («тонкая моторика») может серьез­но испортить жизнь и ребенку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается час­то. У недооцененного ребенка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах негативную са­мооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает ин­терес к учению, и тогда ребенок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребенка в овладении школьными навыка­ми — задача, решение которой может определить всю его даль­нейшую жизнь.

В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет.

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
  2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные пред­ставления.
  3. Задержка развития мелкой моторики рук.
  4. Недостаточно развитое внимание.
  5. Недостаточно развитая произвольность.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, аг­рессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно пси­хологическими методами, иногда совместно с логопедом, или психоневрологом. Иными словами, психолог направ­ляет коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой вы­явленные проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.

Надо сказать, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любозна­тельность, способность фантазировать, сочувствовать и сопережи­вать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жиз­ненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная по­слушность, зависимость от других.

Известно, что у большинства первоклассников есть проблемы с вниманием. Ребенок 6—7 лет, как правило, способен произволь­но удерживать внимание около 20 мин. После этого наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Внима­ние связано, во-первых, с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те, чьи мамы имели ослож­нения беременности и родов, однако встречаются и другие при­чины. Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляет­ся классически: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально. Нужно дать ему отдохнуть: например, переключить на другую, более привыч­ную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребенок вообще не устает, настолько он подвижен, активен. Утомление проявляется парадоксально: чем больше ребенок устал, тем бо­лее подвижным он становится. Это проявляется также в отвлекаемости: дети начинают реагировать на все случайные раздражи­тели, движения руки становятся все более размашистыми, вы­полняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегав­шись, активный ребенок постепенно сможет вернуться к учению. Наконец, время от времени встречаются дети, которые испыты­вают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшаются:

—переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);

—концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при само­стоятельной работе, становится все более отвлекаемым);

—распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списы­вании текста, при работе по образцу).

У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания. От этого зависят и рекомендации психолога. Внимание также связано с произвольностью или волей. Если ребенок предприни­мает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — можно говорить о про­извольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности. Говоря о ребенке как о невнимательном, мы имеем в виду именно произ­вольное внимание.

Произвольность обусловлена общим развитием ребенка, в осо­бенности речевым. Способность к произвольному вниманию, сле­дованию поставленной цели формируется постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры детей меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например), и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы), тогда и можно говорить о достаточном развитии про­извольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому пси­хологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка — это его работа, как потом его работой станет учение.

Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способ­ность обусловлена воображением, а также развитием так называе­мого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие — потом, получу такой-то результат). Сфор-мированность плана, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее. Умение представить себе цель и спо­собы ее достижения предполагают способность сравнивать полу­ченный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.

При недостаточном развитии внимания у ребенка коррекция должна быть направлена в первую очередь на развитие критичнос­ти, наблюдательности, речи. Часто недостаточное внимания влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести его взором. Невнимательные люди не успевают рассмотреть детали, в памяти остается искаженный образ. Недостаточность зрительных представлений вызывает плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме. Поэтому психологи могут реко­мендовать упражнения по развитию умения слышать и видеть.

Все способности тесно переплетены между собой. Психологу важно найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей кон­кретные пути решения проблемы.

Опыт показывает, что в возрасте 6—8 лет некоторые дети пи­шут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зер­кальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как прави­ло, проходят. Тем не менее остается группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называ­емые «скрытые левши». Поэтому представляется целесообразным ввести дополнительные, косвенные упражнения, направленные на коррекцию.

Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нем задействованы многие системы мозга. Для того, чтобы понять, на­сколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изу­чающим арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребенок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определен­ный звук, должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счету без ошибок. Кроме того, ребенок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определенной последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное соче­тание звуков с определенным смыслом. Ребенок тем лучше справ­ляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.

Следует акцентировать внимание родителей на общей личност­ной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе.

Важную роль следует отводить игровой деятельности. Расска­жите родителям, что игровая мотивация побуждает ребенка под­чиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

Родителям лучше первые две четверти оставаться рядом с пер­воклассником, особенно при выполнении первых домашних зада­ний.

 

 

 

 

 

 

 

Готов ли ваш ребенок к школе?

Научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована пси­хологическая готовность к обучению. Выделяют три наиболее значимые характе­ристики психологической готовности ребенка к школе:

— желание учиться;

— способность управлять своим поведением;

— способность управлять своими интеллектуальными процес­сами.

Характеристики

Показатели

Мотивационное развитие ребенка

1. Познавательная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

2.  Социальная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.

3. Способность адекватно оценивать себя

Произвольность поведения

1. Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

3. Умение внимательно слушать говорящего и точно

вы­полнять задания, предлагаемые в устной форме.

4. Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу

Произвольность интеллектуаль­ной сферы

1. Умение обобщать и дифференцировать в соответствую­щих категориях предметы и явления окружающего мира.

2. Уровень интеллектуальных процессов:

— умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

— умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

— умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

3. Обучаемость:

— усвоение нового правила работы;

— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;

— уровень развития обобщения

4. Сумма усвоенных знаний.

5. Речевое развитие:

— усвоение морфологической системы родного языка,
ориентировка на смысл слова;

— развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

— осознание словесного состава речи

Важно, чтобы у ребенка было сформировано желание идти в школу, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе. Если такая го­товность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет.

 

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
  2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные пред­ставления.
  3. Задержка развития мелкой моторики рук.
  4. Недостаточно развитое внимание.
  5. Недостаточно развитая произвольность.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, аг­рессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 16 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МАДОУ детский сад № 53 г. Ангарск