учитель-логопед МАДОУ№53 Цедрик Т.А.
воспитатель МАДОУ№53 Кириллова Е.Н.
Организация партнёрских отношений с родителями через проектную деятельность с детьми группы компенсирующей направленности.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходимо так организовать среду, чтобы она могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние нарушения речи на психическое состояние ребёнка. Родители – важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Поэтому для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо проводить с родителями просветительскую работу, чтобы вооружить их знаниями об особенностях развития ребёнка, его возможностях и перспективы развития. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Анализ работы с родителями за предыдущие годы показал, что существующие формы взаимодействия не оказывали существенного результата на подготовку детей к школе.
В связи с этим назрела необходимость пересмотреть существующие формы (индивидуальные беседы, консультации) взаимодействия с родителями и организовать поиск новых форм, технологий в работе с семьей, воспитывающей ребенка - логопата.
Цель:
Создание эффективной системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи, дающей новое качество образования, основу стратегического развития ОУ, переход на личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка.
Задачи:
- Изучить социальный статус, особенности семьи, запросы родителей, анализ и проектирование работы посредством внедрения и активного использования маркетингового подхода;
- Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- Проектировать и поэтапно внедрять инновационные формы в практику работы с семьёй
- Обучить родителей практическим приёмам развития речи, способствующих подготовке к обучению детей в школе.
- Улучшить качество просветительско-профилактической работы с родителями.
Предполагаемый результат:
- Повышение качества просветительско-профилактической работы с родителями и компетентности родителей в вопросах речевого развития.
- Приобретение нового опыта общения и сотрудничества с родителями, преобразование родителей из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательного процесса.
- Ориентация всех составляющих воспитания и развития в семье и в детском саду на личность ребенка.
Инновации в работе с родителями:
- применение интерактивных методов;
- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества.
- преобразование стендов, информационных материалов, наглядности для родителей.
Основные принципы работы с семьёй:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддерживать стремление детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. В работе с родителями он реализуется в оказании помощи в адекватной оценке возможностей ребенка, показ сохранных функций на которые необходимо опираться при работе с детьми.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка в домашних условиях. Нужно содействовать развитию индивидуальных особенностей. Принцип индивидуальности реализуется в соответствии с концепцией М. Монтессори о создании ребенку таких условий, в которых он мог бы наиболее полно развиваться сам, то есть научить родителей помогать ребенку, преодолевать трудности, не выполнять вместо него разные действия.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в саду и т.д., способность к формированию и обогащению его субъектного опыта.
- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитание ребёнка.
Основными направлениями в работе с родителями являются:
- психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня знаний;
- изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение уровня качества образования дошкольников.
Этапы работы:
- Составление социального паспорта семьи.
- Анкетирование.
- Составление комплексного (перспективное и календарное) планирования и организации деятельности.
- Организация взаимодействия педагогов с семьёй через разнообразные формы работы.
- Разработка сценариев планируемых мероприятий.
- Разработка информационных листков.
- Практическое проведение мероприятий с родителями.
- Анализ результатов эффективности работы с семьёй.
Формы работы:
- личные беседы о состоянии ребенка, о результатах коррекционной работы, о целях и задачах стоящих перед родителями по закреплению коррекционной работы в домашних условиях;
- индивидуальные консультации;
- семинары-практикумы;
- родительские собрания в начале с целью знакомства, определения целей, задач совместной работы с детьми;
- тематические консультации;
- выставки детских работ;
- папки-передвижки;
- информационные стенды;
- анкетирование;
- участие родителей в проектной деятельности и тематических выставках;
- открытые занятия;
- деловая игра;
- круглый стол;
- познавательно – игровые викторины для детей и взрослых.
- «дни открытых дверей»;
В нашей группе работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребёнка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:
- звукопроизношение;
- словарь;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Далее происходит «распределение обязанностей» между педагогами и семьёй по дальнейшей работе. Мы объясняем родителям, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
После проведения анкетирования определяем наиболее приемлемые формы взаимодействия педагогов с семьёй.
Учитывая результаты анкетирования, все необходимые рекомендации по речевому развитию детей размещаем в «уголках для родителей».
В течение последних трёх лет, работу с родителями мы старались
выстроить так, чтобы проживание в группе было интересным, творческим и разнообразным. Встречи с родителями мы проводили в нетрадиционной форме. (С опытом работы вы можете ознакомиться в данной папке.)
Эти встречи носили ознакомительный и просветительский характер, где родители являлись пассивными участниками. Мы решили пересмотреть свою работу и перейти на другой уровень общения с родителями, а именно на партнёрские отношения, через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность в группе компенсирующей направленности по организации партнёрских отношений с родителями и детьми проходила в рамках следующих тем:
- «Мама, папа, я – читающая семья »
- «Байкал – Жемчужина Сибири»
- «Путешествие в Королевство Шляп»
- «Праздник посуды»
- «Зимняя сказка»
- проект на тему: «Мама, папа, я – читающая семья ». Где родители были активными участниками литературной викторины: «Читающая семья», конкурса изготовления книг – самоделок, семейных гербов. Итогом этой работы стал положительный отклик родителей и желание их сотрудничать с детским садом.
На первое собрание приходила Фея добрых слов. С детьми и родителями был проведён игровой тренинг «В стране вежливых слов», где дети и родители знакомились друг с другом, учились говорить друг другу комплименты и путём мимики передавали свою любовь, дружбу, как они скучают, радуются встрече и т.д.
Работа в группе ведётся согласно перспективно – тематическому плану. Подготовку новой тематической недели мы начинаем с пятницы:
- Объявляем детям тему и все вместе оформляем группу;
- Логопед записывает домашнее задание в рабочую тетрадь для взаимодействия с родителями, где рекомендует собрать информацию, подобрать книги и иллюстрации по теме;
- Помещаем информацию о теме в родительский уголок.
Для того чтобы работа проходила более успешно и плодотворно, мы решили один раз в месяц проводить праздник, развлечение по теме
вместе с детьми и родителями и заканчивать такую неделю созданием проекта.
Сентябрь – проект «Байкал – Жемчужина Сибири»
Цель: обобщить представление детей о характерных рыбах озера Байкал; познакомить детей с легендой о Байкале, с байкальской рыбкой голомянкой; вызвать желание делиться своими знаниями о рыбах Байкала, отражая свои впечатления в речевом диалоге, совместной продуктивной деятельности; способствовать развитию любознательности, воспитывать доброе отношение ко всем представителям живой природы, формировать чувство ответственности за её сохранение.
Предварительная работа:
* Знакомство детей с многообразием видов рыб Байкала;
* Просмотр видео «Рыбы Байкала»;
* Чтение и рассматривание энциклопедической литературы;
* Домашнее задание: узнать что-то очень интересное о Байкале.
Итог: создание книжек-малышек с информацией о рыбах, животных, интересных местах озера Байкал; изготовление рыбки – голомянки своими руками.
Октябрь – проект «Путешествие в Королевство Шляп»
Итог: показ шляп, изготовленных руками родителей.
Ноябрь – проект «Праздник посуды»
Итог: совместное оформление книжки-малышки детьми и родителями на тему: «Посуда»
Декабрь – проект «Зимняя сказка»
Итог: создание книжки-малышки с информацией о снежинке, снеговике, Снегурочки и т.д. детьми и родителями; придумывание сказки «Танец снежинок» (с участием родителей); представление снежинки, сделанной своими руками.
Такими открытыми мероприятиями довольны не только дети, но и родители.
К сожалению, уровень речевого развития наших детей не всегда позволяет принять участие в муниципальных конкурсах. Но в этом году мы решили представить индивидуальный исследовательский проект на городской конкурс.
Организуя эти мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям
приобрести собственный воспитательный опыт.
В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношения с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Взаимодействие с родителями не определяется набором форм и процедур, скорее оно требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком. Только партнерские, ориентированные на семью и её запросы формы и методы работы дадут положительные результаты.
Вывод: В результате определения и апробирования новых форм
организации, повысилось качество психолого-педагогической компетентности родителей, приобретен новый опыт сотрудничества с родителями.