Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Рекомендации к проведению упражнений:
В последнее время существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями и дефектами ротовой полости, а также увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, имеющих анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Надо отметить, что традиционный комплекс упражнений, малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса. Поэтому у детей с патологиями прикуса мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной ортодонтами в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно - лицевой области в процессе коррекции деформаций зубо - челюстной системы и ротовой полости. Предлагается использовать следующие упражнения:
Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук(2-3 мин.):
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика). Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка.Цель: Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями. Упражнения соединены простым сюжетом, для создания которых желательно привлекать участие самих детей – это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать подобранные комплексы упражнений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача, логопеда и специальный массаж. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения- с родителями. Важно помнить, что правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. |
Новости МАДОУ № 53
Артикуляционный аппарат
- Подробности
- Категория: Логопед (старые статьи)
- Просмотров: 1359